СПИННИНГ - ЗАЛОГ УСПЕХА

С  моей точки зрения спиннинг является самым важным элементом в снаряжении рыболова. Если удилище непригодно для выбранного способа ловли, отрицательный результат заранее предопределен.

Очень часто мне задают вопрос «сколько спиннингов должно быть у рыбака?».  Я честно отвечаю – у меня 35 шт. Это конечно перебор. Активно я ловлю на 14 из них. Остальные – мой резерв на будущее или ошибки при покупке.

В постоянной эксплуатации находятся –

4 джиговых удилища с кастингами до 12, 23, 35, 55 гр,

3 ультралайтовых разного строя и длины, с кастингами до 5 гр,

2 жериховых спиннинга параболического строя с кастингами до 30 и 60 гр,

1 сверхжесткий твичинговый спиннинг,

2 джерковых спиннинга с кастингами до 100 и 140 гр,

2 тяжелых улилища для ловли сома на квок.

Применяемый спиннинг должен соответствовать выбранному способу ловли. При этом надо четко понимать, что удилище  само по себе рыбу не ловит. Оно начинает работать только в умелых руках.

Перед тем, как перейти к описанию правил выбора спиннинговых удилищ, расскажу  две истории из своей рыболовной практики.

Первая произошла почти 25 лет назад. Я с семьей отдыхал в Гаграх (Абхазия). С собой у меня были  две телескопические четырехметровые метровые стеклопластиковые удочки для ловли с поплавком. В первый же день по приезду я решил посмотреть,  как рыбачат коллеги. Все ловили с пирса на поплавочные снасти. Трофеи были величиной с мизинец. Такие результаты меня не вдохновили и, поплескавшись в море с дочкой, я улегся загорать на пляже. Вдруг над моей головой что-то просвистело. Это местный рыбак, раскрутив грузило рукой, забросил закидушку. Через несколько минут произошла поклевка и он вытащил на берег рыбу неизвестной мне породы (похожа на морского карася) величиной с ладонь. Снова наживил крючок и забросил снасть. За два часа он вытащил четыре или пять рыбешек. По местным меркам это был рекорд. Но меня заинтересовал не сам факт поимки рыбы, а наживка. Ловил он на небольшие пучки водорослей. Такое я увидел первый раз. Я запомнил их внешний вид и пошел на поиски. Обнаружились они на волнорезе. Каждый пучок имел относительно плотное основание, которым водоросли прикреплялись  к поверхности камня.  За эту часть их можно было надежно наживлять, чтобы  не слетали во время заброса.

Я собрал несколько десятков пучков в баночку с морской водой и решил на следующее утро выйти на рыбалку. Перед этим предстояло решить еще одну задачу – сделать спиннинг. Именно сделать, потому что спиннинги в те годы были большим дефицитом,  да и стоили недешево. Ловить на закидушку я считал глупостью. Поэтому в ближайшем магазине я приобрел леску сечением 0,4 мм,  две «Невские» катушки, грузила, крючки с длинным цевьем и бельевые прищепки. Со своих телескопических удилищ я снял верхнее колено, разобрал прищепки и использовал пружинки от них вместо  спиннинговых колец. Катушки закрепил изолентой. Получился необычный спиннинг длиной 3.5 м. Такой снастью можно было делать заброс на 70-80 метров.

Утром, еще до рассвета, я вышел на берег. Там уже было четыре человека. Все ловили на закидушки.  Руководил всеми вчерашний рыбак. Он явно считал себя главным. Тут же указал место, где  мне разрешалось ловить. Я не стал спорить. С периодичностью 20-30 минут коллеги вытаскивали по рыбешке размером в ладонь. Я далеко забросил снасть. Спиннинг действительно оказался  дальнобойным. Через 10 минут я вытащил на берег рыбу той же неизвестной мне породы, только весом около 3-х кг. Мелочь у меня не клевала. За утро я поймал 3 рыбины аналогичных размеров. Коллеги были в шоке. На следующее утро я снова вышел на берег. На моем вчерашнем «уловистом» месте стоял главный рыбак. Он мне сказал, что сегодня я буду ловить на другом конце пляжа. Я снова спорить не стал и спокойно пошел на указанное место. Вчерашняя история повторилась  - несколько рыбин от 2 до 4 кг каждая. Против десятка рыбешек в ладонь у остальных. У меня до сих пор хранится черно-белая фотография – моя дочка и рыба одного роста.

Так продолжалось три дня. Потом главный рыбак исчез. Просто не пришел на берег. Мне даже стало  его не хватать  - уменьшился стимул к получению результата.  В одно прекрасное утро я выхожу к морю и не верю своим глазам. Мой оппонент расставил на берегу 10 новеньких Ленинградских  спиннингов (в то время мечта любого рыбака), заняв при этом весь пляж. За несколько дней своего отсутствия, он съездил в Сочи и,  переплатив приличные деньги, вернулся с дефицитом  в руках. Будучи   по  специальности местным врачом – гинекологом, в деньгах он недостатка не испытывал. Рыбак гордо посматривал на меня и расхаживал по берегу в ожидании богатого улова. Мне пришлось расположиться за каменной грядой. Через 2 часа у меня было на самодельном кукане 4 рыбины уже привычного для меня размера, а у него, как и раньше, несколько рыбешек в ладонь. Завершение рыбалки повергло меня в шок. Я услышал какие-то странные звуки, вышел из-за камней и увидел как коллега, переходя от спиннинга к спиннингу, ломает их об колено и втаптывает  в песок. Больше до конца своего отпуска я его на берегу не видел.

А «ларчик» открывался очень просто.  На расстоянии, примерно, 60-70 м от  берега находилась бровка с резким увеличением глубины. Мои снасти и техника ловли позволяли доставить туда наживку. Он же, забрасывал свои закидушки на 25 метров, а купив спиннинги, сумел увеличить дальность заброса всего на 5-10 метров – не хватило умения. Так закончилась первая история.

Вторая произошла 4 года назад. В это время я уже считал себя опытным рыбаком. Поехал я в командировку в Днепропетровск. После завершения дел, партнеры предложили мне съездить на рыбалку в Херсон. Так как был конец рабочей недели и в багажнике моего автомобиля лежали рыболовные снасти и одежда, я с радостью согласился. Мы приехали в Цюрюпинск  и заночевали на даче. Была поздняя осень. Естественно, под легкую закуску шел неспешный разговор о рыбалке. Я больше слушал, чем говорил. Коллеги рассказывали о своих способах ловли щуки и голавля. При этом красной нитью прослеживалась мысль о необходимости применения  высококлассных специализированных снастей, в первую очередь спиннинговых удилищ. Я благодушно кивал, думая про себя, что завтра выйдем на воду и посмотрим, так ли важно то, о чем вы, ребята, рассказываете. У меня с собой было 3 универсальных спиннинга «торнадо» от «Флагмана» с кастингами до 21, 35 и 55 гр.  среднебыстрого строя, которые я применял в то время при ловле судака и щуки.

На следующее утро мы вышли на лодке. Коллеги из пластиковых футляров достали  твичинговые спиннинги  GARY  LOOMYS – одночастники, с кастингом до 28 гр. Для тех, кто не знает, твичинговый кастинг занижен по отношению к обычному, примерно в 2 раза. Кроме того, следует отметить, что данный вид спиннингов не просто жесткий, он «колообразный». При ловле они использовали тяжелые воблера  минноу  с нейтральной плавучестью, длиной 10-14 см. Проводку выполняли короткими рывками с паузами до 4-х секунд. Я ловил на колебалки, вертушки и воблера. Через 2 часа ловли, счет  по пойманной щуке был 17:0 в их пользу. Я менял приманки, использовал разные проводки, но так и не смог  «обрыбиться».

Я ловлю щуку много лет. Зачастую очень успешно. Но в этот день привычные для меня стили ловли оказались неэффективными – работал только твичинг крупными воблерами. Я взял свой самый мощный спиннинг с кастингом до 55 гр., попросил у коллег один воблер и попытался повторить их технику ловли. Результат не изменился. Придать необходимую анимацию воблеру трехметровым джиговым спиннингом оказалось невозможно.

Я очень благодарен коллегам за преподанный мне наглядный  урок. То, что я ничего не поймал - мелочь по сравнению с бесценным опытом, которым они со мной щедро поделились.

Вернувшись в Киев, первое  что я сделал – приобрел сверхжесткий твичинговый спиннинг и тут же отправился на рыбалку его испытать. На первых трех  проводках я поймал две щуки. Свернулся и с чистой совестью поехал на работу. С этого дня  я перестал пользоваться т.н. универсальными спиннингами и перешел к тщательному выбору снастей для каждого стиля ловли.

Теперь, завершив воспоминания, можно перейти к основным характеристикам спиннинговых удилищ. Точнее сказать, к тем характеристикам, которые я считаю важными.

СТРОЙ СПИННИНГА

Моя собственная классификация (иногда она не совпадает с общепринятой) выглядит приблизительно так:

• Параболический строй – мягкие спиннинги, бланк которых при нагрузке изгибается от рукоятки до кончика. Дальнобойные. Применяются для ловли рыбы, которая обладает сильными рывками при вываживании и не требует жесткой подсечки при поклевке. В первую очередь это жерех, голавль и язь. Так же хороши эти спиннинги при ловле крупного окуня. У окуня слабые губы и на жестком удилище он может сорваться. Параболический строй позволяет выполнять равномерную, ступенчатую проводку и проводки с остановками. Рывковые техники анимации приманки данным типом удилищ выполнить невозможно.
  • Среднебыстрый строй  - удилище под нагрузкой изгибается в верхней трети. Может применяться при ловле щуки и судака на равномерную и ступенчатую проводки. Джиговая проводка выполняется катушкой или не очень резким подбросом. Для проводки с подрывом приманки кистью руки и твичинга – не применимы. Относительно универсальный тип спиннинга.
  • Сверхбыстрый и быстрый строй. Про такие спиннинги говорят, что они «злые» или «звенят в руке». Прекрасная снасть для всех типов джиговой проводки, поэтому чаще всего используется  при ловле судака. Для твичинга  ограничено применимы, если вес приманки находятся в первой трети диапазона кастинга. Плохо подходят для ловли рыбы со слабыми губами и/или обладающей очень резкими рывками при вываживании.
  • Твичинговые удилища – предназначены для выполнения резких рывковых движений при анимации воблеров. Чем жестче, тем лучше. В идеале они должны быть «колообразными». Имеют невысокую чувствительность, относительно слабые бросковые характеристики, но незаменимы при использовании по прямому назначению.
  • Джерковые удилища – такие же жесткие как твичинговые, только значительно короче и мощнее. Ограничения по использованию и приимущества те же. Я с большим успехом использую эти снасти для ловли сома с лодки в холодное время года на крупные балансиры.
  • Удилища с вклеенной вершинкой - удивительное сочетание жесткого основания бланка и мягкой чувствительной верхней части. В свое время, когда я считал универсальность снасти достоинством, применял достаточно часто. Хороши при ловле всех видов днепровских хищных рыб кроме сома и крупного судака. Не применимы для рывковой проводки.

КАСТИНГ СПИННИНГА (ТЕСТ)

В общепринятом смысле – диапазон весов забрасываемой приманки. Я же этот термин трактую несколько иначе – диапазон весов приманки, который можно эффективно забросить и провести выбранной техникой проводки. Для рывковых способов проводки кастинг должен быть существенно завышен. Поэтому на многих моделях спиннингов SALMO указывается  два кастинга – первый для заброса и равномерной проводки, второй  - для твичинга.

УДОБСТВО В РУКЕ.

Спиннинг,  что называется, должен лечь в руку. В это понятие я включаю и баланс веса, и удобство рукоятки для выбранного способа проводки, и тактильные ощущения, и многое другое, что словами описать сложно.

КОЛИЧЕСТВО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ

Не пользуюсь телескопическими и многосоставными спиннингами. Максимальное количество составных частей – 2. Короткие спиннинги для рывковых стилей анимации (джерк и твичинг) лучше односоставные. Чем меньше частей – тем надежнее и чувствительнее снасть.

РЕМОНТОПРИГОДНОСТЬ.

К сожалению, снасти иногда ломаются по неосторожности. При прочих равных характеристиках лучше выбирать модели производителей, у которых в наличии есть отдельные составные части,  например SALMO.

РАЗМЕР КОЛЕЦ

Я умышленно написал размер, а не качество, потому что большинство современных спиннингов оснащены кольцами, стойкими к истиранию.  Т.к. трофейная рыбалка особенно результативна в холодное время года, то кольца малых диаметров быстро обмерзают и мешают ловить. Летом эта характеристика не важна. Размер нижнего кольца напрямую связан с диаметром применяемой безинерционной катушки – должен обеспечивать безударный вход шнура (лески). К такому показателю, как количество колец, я отношусь скептически. Много пишут о том, что чем больше колец, тем снасть чувствительней. Как говорил Станиславский: «Не верю!». На чувствительность снасти влияют максимум 2 кольца на кончике удилища.

ТИП РУКОЯТКИ

Для мультипликаторных катушек применяются рукоятки с курком. Для безинерционных – гладкие. Наоборот нельзя – кольца на бланке находятся с противоположной стороны.

ВЕС

Чем легче, тем лучше для данного класса спиннинга.

ДЛИНА

Очень важная характеристика. Выбирается в зависимости от техники и способа ловли. При ловле с лодки я использую следующие длины:

• Ловля судака на джиг – 2,1 -2,4 м;
  • Ловля жереха – 2,7 м;
  • Ловля твичингом  - 2 м;
  • Ловля на джерковые снасти– 1,5 м;
  • Ловля щуки – 2,4 м;
  • Ловля на ультралайт – 1,8-2,1 м.

При ловле с берега использую спиннинги длиной 2.7 – 3 м, если позволяет растительность на береговой линии.

Хороший спиннинг – вещь не очень дешевая. Его цена зависит от многих факторов – применяемых материалов, фурнитуры, лаков и т.д. Но есть еще одна составляющая, которая не влияет на результат рыбалки, но сильно тянет деньги – плата за бренд. Некоторые компании искусственно завышают цену, создавая имидж элитной снасти. Есть и другая политика сбыта, например у SALMO и OCUMA – снасть должна быть высокого качества и доступной для потребителя. Чтобы заработать 1000 грн. можно продать один спиннинг, а можно – десять. Решайте сами, что выгоднее для покупателя.

УСПЕШНЫХ РЫБАЛОК ВСЕМ НАМ!